Биоэтика самоубийства и консультирование.


(по доц. Б.Г.Херсонскому)

До сих пор мы рассматривали одну сторону экзистенциального кризиса, касающуюся жизни самого человека. Другая сторона - это ценность жизни другого человека. Человек оценивает ценность жизни другого через свою жизнь. Он придает ценность жизни другого, поскольку осознает смысл и ценность собственной жизни. Не случайно поэтому жестокие люди не дорожат и собственной жизнью.

Если основной вопрос экзистенциальной философии сформулирован так: "Должен ли человек жить или покончить с собой, осознав бессмысленность своего существования?", то этот же вопрос применительно к жизни другого человека звучит так: "Должны ли мы позволить другому существовать или мы должны его уничтожить?" Разумеется, этот вопрос ставится не для всех людей, а лишь для тех, чья жизнь представляется ущербной, недостойной и не могущей быть измененной к лучшему. Вопрос этот стар и применялся к душевнобольным, старикам и больным неизлечимыми болезнями.

Проблема ставится так: "Могу ли я отнять жизнь у человека, если она ни на что не годится, а он не в состоянии принять решение сам?" Этим вопросом и занимается эвтаназия (греч. - "благая смерть").

Проблема эвтаназии вырисовалась с развитием медицины, когда появилась возможность с помощью лекарств и мед. аппаратуры поддерживать долгое время нежизнеспособные организмы.

Различают активную и пассивную эвтаназию. Пассивная эвтаназия - это неоказание помощи неизлечимым больным - напр., неподключение к мед. аппаратуре умирающих больных, т.к. это приведет только к продлению страданий и мучений человека, чья жизнь уже заканчивается. Активная эвтаназия - это дача лекарств, прекращающих жизнь человека 1.по его просьбе ("ассистированный суицид") либо 2.по решению врача или просьбе других лиц.