Сексуальные конфликты и сексуальная мифология


(по доц. А.Н. Моховикову)

Сексуальные мифы имеют место в силу абсолютизации реально существующих стереотипов сексуального поведения, представлений о мужественности и женственности и являются результатом проекций определенного рода комплексов, находя свое выражение не только в различных аспектах общественного мнения, но и во взглядах профессионалов.

Мифы о женственности (создаются мужчинами) отвечают следующим характеристикам:

  1. Женщина обладает таинственной и всепоглощающей силой.

  2. Женщины обладают страшной и завидной силой деторождения.

  3. Женщины обладают малопонятным и ускользающим поведением, не поддающемуся логическому объяснению.

Мифы о мужественности (женские) объясняют мужчину так:

1. Прост и силен, обладает малопонятной целью.

2. Иногда (всегда) рыцарь (сволочь).

3. Любым путем хочет овладеть женщиной (у него одно на уме).

Деструктивный характер мифов - в чрезмерной фиксации на сексуальной стороне жизни. Они травмируют психику (в особенности тех, кто не имеет сексуального опыта), приводят к страху и неуверенности, к возможным нарушениям сексуального функционирования, к восприятию себя как "секс - машины", к рассматриванию гениталий, как абсолютно отдельной части тела, живущей обособленной и малопонятной жизнью.

Рассмотрим сначала мужские мифы, а затем перейдем к женским.

1. Миф о женщине - ведьме (фольклор всех народов, Баба-Яга, злая мачеха, Снежная королева, Золушка, Красная Шапочка в заколдованном лесу). Лицемерна, предательница, коварна, портит детей, непредсказуема, чрезмерно чувственна (Катулл, Марциал), похотлива, магична (средневековые христиане), сверхъестественна, демонична. Порождает серию предубеждений и нужду в защитных ритуалах (из-за мужского невроза навязчивых состояний), вплоть до сжиганий на костре.

2. Миф о роковой женщине (Порожден пуританскими представлениями, страхом перед ранней сексуальностью в Х1Х веке - например, Клеопатра в "Египетских ночах" Пушкина, Ницше, которого вместе с Юнгом, Фрейдом и Рильке соблазнила Сабина, женские образы Достоевского и Стриндберга). Безжалостна, полностью независима от мужчин, использует их в своих целях, соблазнительна, превращает секс в смерть, бесплодна, неспособна к жалости, авторитарна, заменяет любовь овладением и способствует смерти, угрожает потенции, способна лишить воли и авторитета (комплекс кастрации), с ней нужно бороться.

3. Миф о Синем Чулке (Англия, пуритане 18 века). Беспола, не следит за внешностью, недоступна, не интересуется мужчинами, занимается только воспитанием, благотворительностью, эмансипирована, не занимается хозяйством, чопорна. Примеры: Героини Жорж Санд, Диккенса, Чернышевского, Томаса Гарди.

4. Миф о неполноценности женщин (Шопенгауэр:"Если идешь к женщине, не забудь хлыст"; Ницше, Владимир Соловьев). Всегда с червоточиной, неполноценностью, нуждается в руководстве, контроле и воспитании мужчиной. Этот миф ведет к созданию ограничений в сексе, абсолютизации ролевых предпочтений (чем можно и нельзя заниматься), к низкой самооценке женщин (Древняя Греция, Восток), страху несостоятельности, быть глупой, не оправдать ожиданий; к стремлению не проявлять активность ("быть слабой - женственно").

5. Миф о тоталитарной женщине. Возник в середине ХХ века, как реакция на возникновение "больших" идеологий. Сверхправильная, обладает моральным превосходством, бесчувственна, агрессивна, одержима идеалом, асексуальна. Образы соцреализма: комиссар, статуя с мечом, женщина с веслом, товарищ, соратница, пламенная революционерка, рабочая лошадь, труженица, блюстительница нравов, ходячая совесть, героини Нонны Мордюковой, Маргариты Алигер. Этот миф ведет к росту насилия и зависимости (секс рационализируется и отделяется от любви, ведет к промискуитету, импотенции и фригидности).

6. Миф о Суперженщине. Современный миф, имеющий корни в сказках (Василиса, Марья Моревна, Золотая рыбка) требующий все успеть, все сделать хорошо, создающий иллюзии самостоятельности и всемогущества (подпитывает матерей-одиночек), культивирующий совмещение дел с работой, ведущий к неврозам, аноргазмии. По Адлеру, до какого-то этапа миф, питая своей энергией, помогает жить, затем начинается "бегство в невроз".

Не менее обширна мифологизация женщинами мужчин.

1. Миф о Дон Жуане. Мужчина необуздан, весь во власти желаний и не способен себя контролировать ("им только это и нужно"). Мужчины, находящиеся под влиянием этого мифа, должны поддерживать постоянную озабоченность, искать в любом месте приключений, фиксироваться на сексе, достигать побед любой ценой и совершенствовать секс-техники. Этот миф ведет к обособлению секса от жизни человека, снижению возможности выражать эмоции, связанные с сексом, абсолютизации псевдостандартов (какой длины, сколько раз в неделю, сколько фрикций до оргазма, и т.д.), автоматизации секс-отношений, размыванию понятия ответственности.

2. Миф об Ангеле-Проститутке. Ведет к разделению в сознании мужчин образа женщины на "святое" материнское начало и грязное, похотливое сексуальное ("не важно какая, лишь бы с п..."). Отражает неприятие и нелюбовь к собственной сексуальной части. Особенно ярко проявляется в блатной культуре. Мать надо уважать, проституток - насиловать. Мужчина, попавший под влияние сценария, основанного на этом мифе, может всю жизнь метаться между женой(матерью) - ангелом и любовницей(женой) - проституткой (или наоборот). Находя жену-девственницу, умницу и хозяйку, он не успокоится, пока не поменяет ее или не изменит ей.

3. Миф о Супермене (Мачо). Является своего рода развитием предыдущего мифа на основе латиноамериканской культуру (см. телесериалы). Женщины - неполноценны, их нельзя принимать во внимание (кроме матери, она - святая), только использовать и властвовать над ними, они - объект желания и презрения ("пока я ее не трахаю, я ее обожествляю"). Мачо способны на сантименты, но только не с теми, с кем они спят(сестры, родственницы, жены друзей). Могут быть очень религиозны, чаще католики (культ Девы Марии). Мачо тревожны, невротичны, страдают комплексом Ангела-Проститутки и обладают сниженной самооценкой, ревнивы и подозрительны, боятся, что их могут бросить и потому часто уходят сами. Миф часто ведет к жестокому поведению в семьях, ошибочно выдавая его за мужественное.

4. Миф об обладании. Жена - вид собственности, удовлетворяющей спектр моих желаний (Крот и Дюймовочка), нужна, чтобы вела хозяйство и воспитывала детей. Миф стимулирует ревность (если жена - собственность, то она может пропасть или испортиться), лишает семейные отношения спонтанности и добровольности, порождает недоверие и подозрительность.

Таковы основные мифы о поле и сексуальности, влияющие на общественное сознание в настоящее время. В заключение - совет: не следует верить звонящим по сексуальным проблемам, если они представляются персонажами мифов, которым они хотят соответствовать. Чаще всего за представившимся половым гигантом стоит самый обыкновенный страх несостоятельности.