Психология формирования сексуально-ролевой идентичности


(по доц. А.Н. Моховикову)

Базовую классификацию стадий для формирования СРИ предложил Фрейд:

  1. Оральная (получение удовольствия через ротовую зону)- в младенчестве

  2. Анальная (задний проход) - в раннем детском возрасте

  3. Латентная

  4. Генитальная

  5. Фаллическая

Цель первых двух стадий - сексуально-ролевая идентификация, понимание пола и сексуально-ролевых стандартов, приобретение опыта общения с родителем противоположного пола и формирование ролевых предпочтений.

Понимание пола включает в себя понимание:

  1. собственной принадлежности (к 2 годам - "Саша - мальчик, а Таня - девочка". К 4 годам: "...а когда вырасту - стану мужчиной").

  2. К 4 - 7 годам - понимание стабильности пола: ("Даже в брюках я - девочка").

  3. Половых признаков:"Я - мальчик, потому что у меня есть то, чего нет у девочки"(может проявится наряду с комплексом Электры и Эдипа).

Далее большую роль играют предпочтения цивилизации и стереотипы, связанные с полом. Если общественное сознание абсолютизирует эти стереотипы, возникают Мифы, основанные на ожиданиях значимого окружения (семьи, как части общества) от того, кто должен себя вести, как Настоящий мужчина (женщина) по параметрам занятий, профессии, специфических черт личности. На основании этих ожиданий уже в раннем возрасте проявляются значимые предпочтения (девочкам - куклы, мальчикам - машинки). Большое влияние оказывают ожидания родителей, зачастую навязывающих те или иные стереотипы. Уже в 7 лет ребенок способен анализировать информацию с точки зрения пола ("пусть плачет, она же девчонка"). В этом возрасте ребенок "понимает", что мальчики самостоятельны и играют в войну, а девочки зависимы, общительны и играют в куклы.

На следующем этапе ребенок идентифицирует себя с полом родителей. Это процесс усвоения ценностей и установок другого человека и превращения в свои собственные (интериоризация). Дети стремятся быть похожими на родителей - как в положительном, так и в отрицательном смысле (если я часто играю в мужские игры, я стану скорее мужчиной). Чем больше нравится родитель какого-то пола, тем больше ребенок стремится ему соответствовать.

Мотивация сексуального поведения и ролевые предпочтения в дальнейшем связаны с тремя факторами:

  1. Чем больше у ребенка знаний о соответствии какому-либо полу, тем больше он стремится ему соответствовать.

  2. Чем больше ему нравится родитель какого-то пола, тем больше он хочет соответствовать этому полу.

  3. Чем больше его среда одобряет те или иные проявления пола, тем больше он стремится соответствовать этому полу.

После дошкольного возраста идет латентная (скрытая) фаза СРИ, а затем подростковая. Этот возраст знаменует собой переход к сексуальному опыту. Здесь же четко проявляется сексуальная ориентация человека (гетеро, гомо, бисексуальная ориентация). В подростковом возрасте человек наталкивается на блокирующую силу мифов и стереотипов, а также дезориентируется собственными фантазиями и представлениями и плохо различает их с реальностью. Подростки плохо информированы о проблемах вензаболеваний, контрацепции и абортах, несмотря на возможное наличие к этому возрасту сексуального опыта.

Следующий этап представляет собой интеграцию трех компонентов - биологического (того, что дала мне природа, как мужчине или женщине), психологического (что дало общество, семья) и социального (общество). Проблемы возникают при незрелой идентичности, когда по одному из факторов произошел сбой. Если же подросток осознал к этому времени собственные сексуальные установки и предпочтения, формы и методы сексуальных отношений и сексуальные роли и стереотипы, можно говорить о завершении процесса сексуальной идентичности.