Психология семьи и вопросы семейного консультирования


(по доц. Моховикову А.Н.)

Важность семейных проблем в телефонном консультировании подчеркивает тот факт, что они составляют 60-70% от общего числа всех обращений.

Сложность телефонного консультирования по семейным вопросам проявляется в том, что по телефону мы практически не можем работать с семьей, как целостным организмом, каковым она на самом деле и является. В консультировании семья рассматривается, как функциональная единица, в которой могут появляться новые функции и уходить старые. Вообще же, правильно определить семью, как малую социальную группу с определенными функциями, в которой все члены взаимозависимы друг от друга и функционируют, как единый организм, и если в семье существует проблема, она отразится прежде всего на недостаточном выполнении каких-либо семейных функций. Такие проблемные семьи мы будем называть дисфункциональными.

Дисфункциональные семьи во многом напоминают сообщающиеся сосуды. При выздоравливании шизофреника зачастую ухудшается состоянии его матери; в алкогольных семьях может запить новый член семьи, когда старый излечился от алкоголизма. Проблема, внешне предъявляемая абонентом в сфере болезни какого-то из членов семей, нехватке финансов, плохой учебе детей и т.п. на самом деле чаще всего центрируется в сфере межличностных взаимоотношений, и, будучи разрешенной, влечет за собой налаживание функционирования семьи и в других областях.

Как мы уже заключили, звонки поступают в основном из семей, в которых нарушены одна или более функций.

Какие же это функции?

1. Воспитательная. Удовлетворяет потребность в воспитании, самореализации в детях, материнстве, отцовстве. Обычно нарушается чаще всего. Нарушения в этой сфере ведут к проблеме нарушения преемственности и передачи опыта старших поколений, конфликта между ними.

2. Хозяйственно-бытовая. Удовлетворяет телесные потребности (физиологические, безопасность, комфорт) членов семьи. Пример: вместо того, чтобы заниматься хозяйством, муж где-то пропадает; я все достаю, бегаю, а радости от этого нет, и т.п. Иногда сюда же входит проблема денег, которые не только удовлетворяют запросы членов семьи, но и зачастую являются отражением специфики семейных взаимоотношений вообще (как в богатых, так и в бедных семьях), о чем мы будем говорить на отдельной лекции.

3. Эмоционального обмена. Удовлетворяет потребность в симпатии, уважении, эмоциональной поддержке, психологической защите, любви. Способствует сохранению психического здоровья членов семьи. Эмоции должны выражаться, проживаться и проговариваться в семье. Если этого не происходит, семья становится дисфункциональной.

Именно поэтому алкоголики и шизофреники часто реагируют таким образом ("бегством в болезнь") на лишение возможности делиться своими эмоциями с другими, эмоционально-отстраненными членами семьи. Бегство наиболее слабого члена семьи от эмоционально отстраненного окружения, постоянно занятого чем угодно, кроме него самого (особенно страдают от этого дети) может осуществляться также в любую форму психологической зависимости от какой-либо деятельности либо объекта: напр., в игровую зависимость, в трудоголизм, в "добытчика" и т.п.

Из прошлых лекций нам известен ресурсный вопрос консультанта, задаваемый, когда доверие между ним и звонящим уже установлено:"А что Вы делаете, для того, чтобы Ваш муж (отец, сын) пил?(играл, пропадал на работе и т.п.)"

4. Духовного общения. Удовлетворяет нематериальные потребности членов семьи в обмене ценностями, постановке совместных целей, проведении времени.

5. Первичного социального контроля. Обеспечивает принятие членами семьи общепринятых социальных норм, правил или форм поведения. Играет особо важную роль в семьях, где уже имеется человек с отклонениями внешнего или внутреннего характера (инвалид, личность с криминальными наклонностями и т.п.). Следует помнить, что социальные нормы устанавливает прежде всего семья.

6. Сексуально-эротическая. Регулирует сексуальные проявления в рамках семьи и удовлетворяет ее потребность в самовоспроизводстве в детях.

Со временем значение функций может меняться. Например, при зарождении семьи большую роль играет сексуально-эротическая функция, уступая место по мере развития семьи сначала хозяйственно-бытовой, а потом - духовной.

Фактор времени жизни семьи важно учитывать при ТК. Например, при поступлении звонка от молодожена, можно предполагать проблемы сексуально-эротического или хозяйственно-бытового характера, реже - духовные проблемы.

Нарушение же этих функций неизбежно приводит к семейному конфликту.

Помимо функций семья имеет свою внутреннюю структуру (Сальвадор Менухин), которую желательно для себя прояснить.

При семейном консультировании рекомендуется провести блиц-анализ состояния семьи по вопросам: какие функции семьи нарушаются? Кто играет в семье роль руководителя и какова ее иерархия? На ком в основном сфокусированы права и обязанности в этой семье?

В зависимости от ответов на эти вопросы мы можем определить, принадлежит ли эта семья к демократической или автократической модели (в автократической модели лидер навязывает остальным членам семьи свое понимание функций, как правило, за счет ущемления функции эмоционального обмена, не считаясь ни с чем, кроме своих побуждений), либо является псевдо - семьей (совместным проживанием без осуществления основных функций). В последнем случае консультирование по поводу улучшения функционирования семьи может смениться консультированием по разводу.

Звонки чаще всего поступают от авторитарных либо псевдосемей.

Следует помнить, что настоящая проблема семьи, как правило, укрывается за фасадной, т.е. предъявляемой проблемой. К примеру, если в ходе консультирования женщины по вопросу плохой учебы сына выясняется, что она воспитывает его сама, можно предположить, что женщина многие годы пребывает в непосильном физическом и психическом напряжении и нуждается прежде всего сама в эмоциональной поддержке.

Итак, в ходе ТК важно определить структуру, функциональные параметры и стадию развития семьи.

В зависимости от стадии развития, семья может находиться на уровне

1. Зарождения (до появления детей).

2. С детьми дошкольного возраста.

3. С детьми старшего возраста, не начавшими трудовую деятельность.

4. Завершающей стадии (дети работают, заводят новую семью).

Конфликты первой стадии можно отнести в основном к сексуально-эротическим, связанным с первичным материальным обзаведением и с отношениями с родственниками другой стороны.

В обществе не существует системы обучения для разрешения конфликтов, возникших на этой почве. Иногда достаточно привлечь внимание абонента к ресурсам информации, находящимся в его окружении.

Ресурсные фразы: "Как вы считаете, как живут семьи в которых нет таких конфликтов?", "А как живут ваши мама с папой? Бабушка с дедушкой?"

Иногда (особенно целесообразно делать это в случае сексуально-эротических конфликтов) можно отослать абонента к книгам, другим источникам информации или показать другие возможности, не представляя их в качестве авторитарного совета (сделай так) или рекомендации.

В общественном сознании существует миф о невозможности нахождения общего языка с гнусной тещей, свекровью и т.д. После брака у многих происходит нечто вроде разочарования тем, что, оказывается, у избранника или избранницы имеется семья, с которой приходится постоянно сталкиваться.

При конфликтах с родственниками желательно углубить осознание абонентом того факта, что родственники другой половины являются неотъемлемой частью его (ее) жизни и не могут рассматриваться, как досадная помеха, которая завтра может исчезнуть, если от нее отгородиться или проигнорировать. Иногда осознание этого факта достаточно для пробуждения воли абонента к построению с ними позитивных отношений.

Ресурсной фразой для консультирования может явиться цитата из Карла Витакера:"Это иллюзия, что мы выбираем партнера для брака. На самом деле, браки заключаются между семьями". "Ее семья никуда не исчезнет. Вы женились на семье!"

Еще одной проблемой молодой семьи является несовпадение их стилей жизни на стадии притирки.

Стиль жизни семьи предполагает:

1. темп деятельности

2. соотношение труда и отдыха

3. определение круга семьи, друзей

4. выбор форм деятельности, ценностной ориентации

Примером может быть жена "сова" и муж "жаворонок", который спит, когда ей хочется общаться и будит ее, когда она хочет спать.

При притирке стилей жизни огромное значение имеет близость членов семьи, которая включает в себя эмоциональную поддержку, совместные интересы, совместное видение жизненной перспективы и сексуальную близость. Готовность к браку включает в себя готовность заключить совместные обязательства в этих 4х сферах. Чрезмерное же стремление членов семьи следовать этим обязательствам приводит к их эскалации, когда выясняется, что помимо того, что ты хочешь делать, ты должен многое другое.

Поиск внутренних ресурсов лежит в сфере разрешения конфликтов. Важно исследовать не только конфликт, с которым абонент обратился, но и вообще исследовать, как решаются конфликты в данной семье.

Очевидно, что успешный брак - это явное преимущество успешных форм общения над неуспешными (в отличие от существующего мифа о том, что в успешном браке конфликтов не бывает вовсе). К неуспешным формам общения можно отнести не только вербальные, но и невербальные проявления - хмурят брови, сжимают кулаки и т.п. В неуспешных браках сумма неуспешных форм общения на несколько порядков выше.

Следующий фактор неуспешного общения - т.н. принудительная эскалация конфликта, т.е. вероятность того, что за первым замечанием последует второе, третье и т.п., часто с использованием обобщающих слов и выражений "ты всегда", "ты никогда", "ты вообще", достаточно высока.

Еще один фактор успешности - сколько времени супруги проводят вместе. В неуспешных браках с эмоциональным отдалением присутствует страх перед совместным времяпровождением (а что мы будем делать?).

Успешным можно назвать брак, в котором оба супруга в основном используют соприкасающийся стиль общения. Всего же существуют 4 стиля:

1. Конвенциональный. Человек описывает события без выражения к ним своего отношения ("Сегодня не выдали зарплату и не принес я ничего").

2. Контролирующий. Точка зрения выражена ясно, но закрыта к обсуждению других точек зрения ("Готовься, завтра начинаем ремонт").

3. Умозрительный. Исследуется точка зрения другого человека, но не выдается своя собственная. ("Как ты смотришь на то, что жена изменяет мужу?")

4. Соприкасающийся. Точка зрения выражается ясно и четко, но при этом открыта к другим точкам зрения. ("Я считаю... А ты как думаешь?")

У семьи, собирающейся заводить детей, проблемы сводятся к планированию: сколько иметь детей и надо ли и т.п. В случае такой постановки вопроса важно показать как преимущества, так и недостатки и в том, и в другом случае. Однако важно понимать, что появление ребенка в семье всегда чревато кризисом (Карл Витакер: "Рождение ребенка - это первый развод"). Супругам приходится заново реконструировать свои отношения, у них кардинально меняется режим сна и бодрствования, обоим добавляется забот в сфере ведения хозяйства, добавляются материальные трудности - ко всему этому следует готовить абонента.

После рождения ребенка типичные конфликты смещаются в сферу форм и подходов в воспитании. Здесь важно определиться, есть ли система воспитания, как таковая, в семье вообще и насколько последовательно ее придерживаются. Не вдаваясь в преимущества и недостатки тех или иных систем, следует отметить, что худшим вариантом является отсутствие единой системы - мама воспитывает так, папа этак, а бабушка и вовсе по другому.

В современном подходе семья рассматривается, как единый организм, подверженный кризисам, подобным личностным (Робин Скиннер). Самыми важными являются кризис третьего года (идентификации), по прохождении которого семья может сказать "мы", и кризис 6-7 лет, когда подобно ребенку, достигшему 7летнего возраста и после периода игр готовящегося к 10летнему марафону по приобретению знаний, который завершится аттестатом зрелости, семья накапливает долговременные обязательства и нередко под их грузом "сползает" к начальной стадии, чтобы заново исследовать возможности своей эмоциональной, сексуальной и духовной близости.

Кризис 6 лет после 10 летнего перерыва, необходимого для того, чтобы вырастить и выпустить из родительского гнезда детей, завершается 16 -17 летним кризисом "пустого гнезда", так хорошо описанным в американских книгах, когда семья вынуждена вновь адаптироваться к новым условиям, а ее члены (чаще - женщины) учиться и работать, чтобы доказать свою социальную значимость. Однако, учитывая специфику наших условий, правильнее было бы назвать этот кризис этапом "переполненного гнезда". Впрочем, существуют общие проблемы этого возраста - болезни и недомогания членов семьи, сужение их жизненных возможностей, их неравномерное старение и неодинаковая эволюция сексуальных аппетитов и необходимость другой стороны приспосабливаться к этому.