Переживание горя в детском возрасте: проблемы консультирования. Психология ребенка из неблагополучной семьи


(по доц. Моховикову А.Н.)

Горе часто способствует утрате смысла жизни, обострению суицидальных тенденций и проявляется в любом возрасте. Горе подкидышей или детей, лишенных материнской привязанности в первые месяцы, называемое анаклектической депрессии имеет признаки маскообразного лица, полного отсуствия потребностей, летаргическом состоянии. В более позднем возрасте спектр переживания горя становится шире.

Осознание собственных потерь и утрат является очень желательным для телефонного консультанта, делая его помощь в аналогичных случаях более действенной. Вопросы горя хорошо освещены в книгах проф. Василюка и американца Эрика Линдемана, а также в книге Кена Визарда "Эмоции человека".

Горе может быть вызвано самыми разными причинами: утратой работы, учебы, психических или физических возможностей, материальными причинами, утратами близких людей, вещей и даже домашних животных (особенно у детей). Фрейд относил первые проявления горя к ранней оральной стадии, когда беспомощность ребенка тут же фиксирует его на переживании горя, в случае отдаления матери, которое рассматривается, как угроза несуществования.

Горе имеет определенные признаки. Так, острое горе характеризуется физическим страданием от нескольких минут до одного часа, проявляющимся иногда спазмами удушья, учащенным дыханием, пустотой в животе, потерей аппетита, тягостностью, замедленностью движений, неспособностью нести любые физические нагрузки, состоянием беспомощности. При телефонных консультациях физические симптомы горя проявляются глубокими вздохами с определенной периодичностью. Помимо физической боли, присуствует психическая, или "метаболь" - боль от осознания боли; сужается сознание, фокусируясь только на предмете горя; возникает чувство ирреальности происходящего, переживающий горе как бы эмоционально дистанцируется от жизни; возникает поглощенность образом утраты; возникает гипертрофированное чувство вины, несоразмерное возможным малым упущениям переживающего, самообвинение. Иногда проявляются враждебные реакции по отношению к окружающим, неспособность к эмпатии ("отвяжись", "разве ты знаешь, каково мне"), агрессия, раздражение, которое трудно поддается контролю, поскольку в случае подавления, поведение горюющих становится как бы неискренним. Часто утрачиваются прежние, естественные стереотипы поведения; человек как бы теряется в окружающей жизни и не понимает, что ему делать. Именно поэтому переживающим горе иногда, как детям, нужно терпеливо напоминать, что следует делать в ближайшее время ("надо умыться, убрать" и т.п.), что следует иметь в виду телефонным консультантам. Следующий признак горя - идентификация с утратой ("я, как и он..."- болею, переживаю, и т.п.). Переживание горя необходимо для приспособления к дальнейшей жизни и интеграции опыта.

Горе может иметь следующие стадии, или этапы:

1. Шок - мощная работа механизмов вытеснения и отрицания. Человек как бы не осознает, что произошло, оттягивает переживание (от нескольких часов до месяцев) и как бы еще не страдает.

2. Страдание - этап переживания, центральная стадия горя. Утрата становится очевидным фактом, принимается и вызывает максимум боли; человек как бы находится перед зияющей пустотой, которую нечем заполнить, и для ее заполнения он убегает в прошлое, когда он был связан с утратой. Уход в прошлое играет двойственную роль - с одной стороны он вызывает истерическую фиксацию на прошлом, с другой - способствует интеграции утраты.

3. Принятие, или интеграция утраты. Уменьшается поглощенность образом утраты и человек возвращается постепенно к реальности. Боль уходит.

Основным средством работы с человеком в состоянии шока - просто быть рядом с ним, активно выслушивая его, сопереживая, выражая симпатию и принимая его таким, как он есть. Советы и наставления на этой стадии, как правило, неэффективны.

На стадии переживания поощряйте выражение его чувств, выслушивая и стимулируя его к разговору о чувствах. Следует иметь в виду, что человек на этой стадии может возвращаться к одной и той же теме в силу поглощенности образом утраты, что отличает его от манипулятивных и "зависающих" абонентов, с которыми была бы уместна тактика завершения разговора. Признаком продуктивности вашего выслушивания будет снижение эмоционального накала при повторном переживании той же темы.

На стадии принятия, в отличие от предыдущих стадий, можно говорить и слушать в равной пропорции - можно строить планы на будущее, говорить о простых вещах, исследовать проблему в прошлом, однако смещать акценты на настоящее и будущее, работая с актуальными переживаниями.

Иногда при консультировании целесообразно сослаться на личный опыт в переживании горя ("я понимаю вас, мне приходилось переживать нечто подобное", "а у меня это было так - то", "я чувствовал то-то когда пережил смерть близкого человека"). Это отвлекает абонента от его проблем и заставляет абстрагироваться от горя, как личного переживания.

Полезно представлять себе структуру горя. Горе может быть классифицировано следующим образом:

1.Конфликтное, или преувеличенное горе - когда признаки вины и гнева преувеличиваются и могут перейти в длительную депрессию с элементами самообвинения.

2.Подавленное, или скрытое горе - внешние признаки слабо выражены или полностью отсуствуют.

Важно представлять себе. что скорость переживания у каждого человека разная - кто-то копит эмоции годами, а кто-то должен освобождаться от эмоций постоянно. Надо преодолеть стереотипы восприятия горя - это не всегда истошные вопли или рыдания. В выражении горя тяжелее мужчинам, обычно находящимся под влиянием стереотипа "должен быть сильным и не плакать". Отсутствие внешних признаков - опасный симптом, часто ведущий к возникновению различных заболеваний или психических нарушений. Для стимуляции и ускорения работы по переживанию горя полезна любая психотерапевтическая и аналитическая работа.

3.Неожиданное горе - внезапная утрата, делающая невозможным или крайне сложным приятие и интеграцию, которые часто являются отставленными на будущее - в этом случае преобладают чувства вины, тревоги, самообвинений. Вероятность совершения самоубийства является в этом случае очень высокой.

4.Отставленное (во времени) горе. Стадия переживания откладывается - сразу возникает как бы ситуация шока, а потом как бы ничего не происходит. Иногда переживание запускается как бы новой, менее значимой утратой и переживание в этом случае представляется несоразмерным.

5.Отсуствующее горе - механизм отрицания и вытеснения переживаний делает переживание почти невозможным.

Нередко переживание горя может дополняться признаками посттравматического стрессового расстройства. Оно возникает в ситуациях чрезвычайных ситуаций, военных действий, катаклизмов и т.п.

Каждый из этих типов горя может стать осложненным, если по каким-то причинам механизм переживания не срабатывает или на любом из этапов возникают задержки, или возникают психические отклонения, связанные с утратой - иллюзии, галлюцинации и т.п. Одним из существенных факторов осложненного горя является фактор длительности, хотя здесь этот термин рассматривается скорее в субъективном аспекте, поскольку единых стандартов для времени прохождения этих стадий не существует. Все же можно сказать, что если прошло несколько лет, а признаки горя еще существуют (нет интереса к жизни, сужение контактов, отождетствление себя с утратой), можно говорить об осложненном горе.