Введение в возрастную психологию и задачи консультирования


(по Доц. Моховикову А.Н.)

Современная возрастная психология тесно связана с именем Эрика Эриксона и его работами. По Эриксону, жизнь человека подразделяется на 8 стадий, которые он называет жизненными циклами, каждая из которых завершается психосоциальным кризисом перехода в новую стадию, результатом которой является выработка определенных умений и навыков и способствует выработке у человека определенного Базового Качества (далее - БК). В случае, если БК в силу тех или иных неблагоприятных условий не вырабатывается, его место занимает негативное качество (далее - НК), в дальнейшем являющееся определенной составляющей комплекса.

Центральной концепцией Эриксона является т.н. "эго-идентичность", которая осознается к 18-20 годам, как уникальность, неповторимость собственной личности и нарабатывается с каждым жизненным циклом. Эриксон первый постулировал, что развитие человека продолжается в течение всей жизни.

Итак, стадии:

1. Младенчество (0 - макс 2 года)

Основная форма контакта - привязанность. В этом возрасте значимо прежде всего присуствие матери, отец не столь важен. Ребенок подчиняется принципу удовольствия, и если мать осуществляет его желания (кормление, присуствие и др.) по первому требованию, и демонстрирует свою привязанность, ребенок формирует БК Доверия к окружающему миру.

В случае отсуствия привязанности между родителями и детьми, место БК занимает НК Недоверия (особенно - в неполных семьях или при отсуствии семьи или матери).

Проходя кризис, ребенок неизбежно получает опыт и того и другого качества и в дальнейшем проецирует на жизнь тот опыт, который он считает необходимым.

2. Игровая (2 - 4 года).

Вход в эту стадию с чувством Доверия облегчает прохождение этой стадии. Основной вид деятельности и форма познания окружающего мира - Игра (вплоть до 16 лет). Основная фигура этого кризиса - отец, как носитель запретов и ограничений.

Основное содержание кризиса этой стадии - между автономией и стыдом - сомнением. В этом возрасте появляются навыки самообслуживания, освоение территории. Не все родители готовы к этому и зачастую чрезмерно ограничивают запретами активность ребенка. При несоразмерных запретах, избыточных или недостаточных для безопасности ребенка запретах, ребенок мало способен сформировать БК Автономии. В противном случае его место займет НК Стыда - Сомнения. Именно в этом возрасте появляется "Я" (Я хочу, Я сделаю), что свидетельствует об удачном протекании кризиса. В противном случае формируется стыд за себя, неспособность к общению, что тормозит развитие ребенка. Общее правило для родителей - запрещать лишь то, что должно быть запрещено.

Застенчивый ребенок, держащийся за руку в 5 лет - признак того, что в 2-4 года с ним недоработали. Стратегия стыда приносит определенное воздействие, но оно быстро девальвируется и потому малоэффективно.

Жизнь ребенка в этом возрасте полна первых неуспехов и неудач, фрустраций и поэтому родителям крайне важно поддерживать ребенка в его шагах по освоению мира. Иногда детей наказывают за то, чего они не знают, что может привести к шизофрении, которая часто возникает у лиц, подверженных "двойным посланиям" - т.е. противоречивым по форме и содержанию. Чтобы избежать этого, следует: 1.не наказывать детей за то, чего они не знают; 2.создавая систему запретов, удостоверяться, знают ли о ней дети.

Автономия не означает вседозволенности - запреты есть, но они гибки и действительно необходимы. Автономия - это относительная независимость. Превращать ее в абсолютную независимость не нужно и опасно.

3. Ранний детский возраст (от 4 до 6 лет).

Фрейд характеризовал этот возраст, как "локомоторно-генитальный", в котором осуществляется "психосексуальное развитие".

Именно в этом возрасте расцветает ролевая игра, как способ освоения типичных ролей через систему отождетствлений, изучения типичных эмоций и осуществления желаний на "символическом уровне" с отсрочкой желаний в "здесь и сейчас".

В игре часто проявляются потребности, которых нет в жизни, напр., тепла и ласки.

Игра способствует тому, что ребенок еще более активно передвигается в окружающем пространстве, сам контролирует свое поведение и собирает информацию об окружающем мире с помощью вопросов.

Отличие игры от деятельности в том, что она не имеет реального продукта, мотив игры заключается в самой игре.

Основное качество, которое вырабатывается с помощью игры - инициатива, и если оно не сформируется сейчас, потом это будет сделать крайне трудно.

Если БК Инициатива не сформировано, его место займет НК лени - вины, характеризующееся, с одной стороны, ограниченной способностью действовать инициативно, с другой - чувством вины за это, которая подавляет любознательность и может продолжаться в течение всей жизни.

4. Младший школьный возраст (6 - 11 лет).

Это возраст, в котором закладываются основы жизненного сценария человека, его "самоисполняющегося предсказания".В этом возрасте от игры ребенок переходит к учебе, как основному виду деятельности и для этого необходимо проявлять инициативу. БК Трудолюбия должно быть выыработано в этом возрасте, если ребенок не сместится к другому полюсу в процессе данного жизненного цикла - полюсу НК Чувства Неполноценности.

Если в этом возрасте со стороны ближайшего окружения нет одобрения и признания деятельности ребенка, то у него нет и стимула продолжать эту активную деятельность. Именно в этом возрасте ребенок становится чувствительным к социальным ожиданиям, которые и формируют его будущий образ ("Ты тупица", "Ты негодяй", и т.п.).

Ребенок жаждет признания своей деятельности, которая формирует у него "чувство компетентности" - уверенности в том, что он может чего-то достигнуть в жизни, а неумелость приводит к возникновению чувства неполноценности, что надолго останавливает его движение вперед. В это время у него активно расширяется радиус контактов и он все время сравнивает результаты своей деятельности с деятельностью других, что порождает стремление соревноваться и утверждает в его собственом чувстве компетентности или, напротив, некомпетентности.

5. Подростковый возраст (11 - 18 лет).

В этом возрасте ребенок задает себе вопросы "Кто Я? Зачем живу? Чему верить? Как жить дальше? Какие качества воспитывать?"

Цель возраста - формирование БК Эго-Идентичности, которое является основным БК для последующей жизни. В случае смещения к другому полюсу, возникает НК Диффузия идентичности или спутанная идентичность. Именно здесь закладываются ответы на важнейшие жизненные вопросы - кем быть, как выстраивать отношения с противоположным полом, и т.п.

Если ребенок не находит ответа на эти вопросы и поиск не успешен, осуществляется Мораторий на Идентичность, при котором как бы продлевается переход от юношеского к взрослому возрасту. Причинами Моратория на Идентичность могут быть противоречие между физической зрелостью и социальной незрелостью подростка, неопределенность жизненных обстоятельств, которые заставляют играть роль взрослого человека и усугубляют собственное чувство неполноценности, а также давление значимых взрослых на важные аспекты его жизненного выбора, которое , при противоречии с внутренними устремлении, порождает внутренний конфликт "расщепленного "Я".

При длительном Моратории, возникает Диффузия Идентичности, которая в дальнейшем приводит к бунту, отдалению от родителей и отрицанию всех ценностей данного порядка. (Например, если подросток хочет поступать в один институт, а родители давят, чтобы он выбрал другой, результатом может быть отказ продолжать образование.) После того, как отношения испорчены, подросток начинает искать близости с родителями, они пытаются проявить свою заботу по отношению к нему, как к ребенку, что приводит к эмоциональной привязанности, ощущению дискомфорта и подконтрольности, затем к новому бунту и следующему витку порочного круга.

В дальнейшем Диффузия Идентичности может привести к деградации, регрессии в более ранний возраст, в котором вообще не нужно строить планы на будущее. Основой этого процесса является неверие в то, что время способно принести желаемые результаты, страх перед изменениями, опасения в неэффективности своей деятельности.

6. Молодой взрослый возраст (18 - 25 лет).

Имеет целью выработку БК Интимности, или Общности, антиподом которого является НК Изоляции, Страха смерти, Несуществования. Молодые часто чувствуют свою изоляцию, когда их Я оказывается неразделенным. Однако, наряду со стремлением к общности, необходимо, чтобы Я не оказалось как бы растворенным в этой общности, а страх "растворения Я в другом" не удержал человека от построения близких взаимоотношений и не привел к изоляции.

Если для подросткового возраста является естественной некоторая эгоцентричность, то к взрослому возрасту возникает принципиально новая потребность в чувстве любви, которая выражается в основном вопросе этого периода: "С кем разделить свое Я и кто ответит на мои чувства?" Именно в этом возрасте возникает чувство зрелой любви, тесных и крепких дружеских взаимоотношений, появляются дети. Быть готовым к исполнению новой важной роли Родителя - тоже задача этого возраста.

7. Зрелый возраст (25 - 60 лет).

БК Творчества, или Генеративности в этом возрасте должно предотвратить возникновение НК Стагнации, или Застоя.

Этот возраст характеризуется дальнейшим развитием интересов как внутри семьи, так и вне ее. Творчество означает дальнейшее внутреннее развитие личности и необязательно проявляется в эпохальных достижениях, но и в повседневных достижениях, напр., приготовлении пищи, способе одеться и т.п. в противном случае, человек как бы замыкается в каком-то микросоциуме, супруги начинают как бы нянчить друг друга, ограждаются от внешнего мира и жизнь начинает превращаться в повседневное потворство самому себе. Затем естественно приходит чувство телесной изношенности, фиксации на самом себе, неприспособленности к малейшим физическим или психическим недомоганиям. Малейшая жизненная неудача приводит к сильнейшему стрессу с пагубными последствиями для здоровья, а отсуствие творческих качеств не позволяет приспособиться к жизненной ситуации.

 

7. Пожилой возраст (60 - 75 лет).

Для этого возраста БК Эгоинтеграции противостоит своему антиподу НК Отчаяния.Ядром этого возраста является мудрость. Это ощущение целостности собственного Я, ценности прожитой жизни, которое характеризуется внутренним покоем и глубоким пониманием того, что происходит в мире. Если человек не вырабатывает собственную мудрость, он становится в этом возрасте как бы хранителем традиционной мудрости.

Однако, если человек в этом возрасте не мудр, наружу выступает Отчаяние. Оно характеризуется ощущением бессмысленности прожитой жизни, неприятием смерти, как естественной границы и проявляется в хроническом недовольстве существующим порядком вещей, отвращении к жизни, и т.п.

Т.о., даже в пожилом возрасте человек стоит как бы перед возможностью внутреннего выбора, позитивность которого более доступна для наработавших БК предыдущих циклов.

В последних работах Эриксон очертил еще один возраст -

8. Старческий (после 75 лет).

Общественность с нетерпением ждала его исследований, однако Эриксон хранил молчание, а статья, посвященная БК этого возраста осталась неоконченной. Старость - Terra Incognita...